В этом посте на примере песни «The Day Before You Came» я хочу вкратце показать вам, какую титаническую работу проделывали ABBA, когда сочиняли и записывали свои хиты.
Итак, The Day Before You Came. Одна из последних (если не последняя вообще) песня, записанная этими удивительными шведами. Студийная сессия состоялась 20 августа 1982 года, а ушла в релиз песня 18 октября того же года. Специально по такому случаю я выпилил из трека вокал, оставив только музыку.
Ноты (кликабельно):
Слова песни:
И вольный перевод — весьма отдаленный по тексту, но очень близкий по смыслу и настроению.
Чем же этот трек так хорош? Дело в том, что он весьма прост с мелодической точки зрения (не буду утомлять аккордами и прогрессиями, просто поверьте), но очень изощрен по композиции и демонстрирует просто феноменальную синергию текста и музыки. Если передать содержание песни в нескольких словах — это пересказ рутинного дня лирической героини накануне появления в ее жизни некоего персонажа. Собственно, лейтмотивом трека и является повторяемость, репетативность — он похож на уходящую вниз настроенческую спираль. Каждый из трех куплетов можно пересказать словами «одно и то же, одно и то же, изо дня в день, изо дня в день». Причем из самого текста вывод о том, что сложившийся порядок вещей чем–то героиню не устраивает, вовсе не следует — об этом песня говорит музыкальным языком.
Вот как это выглядит наглядно (кликабельно).
Не обращайте внимание на всякие непонятные буквы — посмотрите на цветные квадратики. Это вокал. Вверху я подписал слова, чтобы было понятно, к какому моменту песни что относится. И тут все очевидно: структура куплета — эмоциональные качели. Героиня, описывая ситуацию, сначала проваливается в «яму» — красная зона и все, что ниже, потом берет себя в руки и вроде вытягивает ситуацию на прежний уровень (но не до конца, обратите внимание на окончание первой и второй строчек), в середине куплета даже пытается бодриться («все не так уж и плохо»), но в последней строфе неизменно скатывается в штопор. Вот эта часть — «And still on top of this…» и далее по тексту — вообще немыслима и не имеет аналогов в поп–музыке. Если вы поп–композитор и сочиняете будущий поп–хит, вы и в страшном сне не напишите такую музыкальную фразу. Это уже не бизнес, а настоящая синестезия — отчаяние на языке нот и аккордов. Теперь, пользуясь этим ключом, еще раз послушайте слова, и вы поймете, насколько там все подогнано, кирпичик к кирпичику. Да, и еще — обратите внимание на ту самую повторяемость, количество двойных нот.
Насчет вокала очень интересный момент. То, что и Агнета, и Фрида — бомбические вокалистки, думаю, не нужно напоминать (сомневающихся отсылаю к той же The Winner Takes It All). Но именно тут вокал намеренно приближен к разговорной технике — для пущей атмосферности. Именно из–за этого в песне слышится такой чудовищный шведский акцент (ах, это L в слове School). Но в плане качества вокала претензий никаких, отлично спето.
Еще пару слов о тексте. Во–первых, в нем неспроста такие длинные строчки — это еще один инструмент демонстрации монотонной рутины. Во–вторых, обратите внимание, что интонационное ударение в них ставится на второй такт — на что это похоже ритмически? Конечно же, на стук колес поезда или электрички, вокруг которых крутится жизнь нашей героини. В–третьих, еще раз обратимся к этой музыкальной фразе — предпоследняя строчка каждого куплета. В двух случаях из четырех там фигурирует дождь, и это отлично рифмуется с музыкальной структурой — причем это как раз первый и последний куплеты, круг замкнулся. Ритм текста — это не только стук колес, но и ритмичный звук дождя. Так создается настроение и атмосфера.
15 раз в песне используется модальный глагол must have — который прямо кричит о обреченности и невозможности что–то исправить в жизни. Там вообще в тексте очень много интересного — включая нехилую вероятность, что никто к ней на следующий день на самом деле не пришел (книжка феминистки Мэрилин Френч недаром упоминается), а The Day Before You Came — это каждое вчера, каждое сегодня и каждое завтра.
Теперь еще об одном моменте. Вся песня нанизана на хрупкий, ломающийся флейтовый наигрыш, которым, собственно, и открывается. Это прямая аллюзия на мелодии музыкальных шкатулок. Невероятно красивая метафора: внутри каждой такой шкатулки кто–то заперт, и когда мы крутим ручку (когда играет мелодия), этот кто–то оживает и появляется на свет. Так и героиня песни живет в своем замкнутом, зацикленном мире — как в шкатулке, а стук вагонных колес и есть та мелодия, под которую она каждый день изображает активность, чтобы в вечером, отправляясь в постель, снова скрыться под воображаемой крышкой и оказаться в тесной, одинокой пустоте.
И вообще — если вы послушаете вариант без вокала, то убедитесь, как тонко и грамотно тут выстроено нарастающее напряжение, как неуклонно нарастает эмоциональный градус. Все эти плавающие мрачные синтетические наплывы, будто волнами накатывающие на слушателя, с каждым куплетом все сильнее и мощнее. На 4.30 песня вообще превращается в гимн депрессии и одиночества и уничтожающе длится еще около полутора минут.
Да, о многом из того, что я написал, Бьорн и Берни упоминали в интервью. В принципе, достаточно внимательно послушать Dancing Queen или The Winner Takes It All, чтобы оценить уровень их музыкального интеллекта. Вот, кстати, разбор The Day Before You Came от какого–то англоязычного чувака, в котором практически все мои мысли вслух проговариваются (вплоть до шкатулки), хотя до сегодняшнего дня я этого видео в глаза не видел.
Вообще говоря, гораздо нагляднее гений ABBA можно было бы показать на примере Dancing Queen, с ее потрясающей плотностью, неожиданными гармониями, многослойностью и необычно богатой для поп–музыки экспрессивной палитрой («Night is young and the music’s… hiiiiiiiigh»), но она все–таки довольно сильно заезжена и навряд ли способна произвести тот же эффект, который производит на слушателя в первый раз. The Day Before You Came все–таки чуть менее известна и в то же время выполнена тоньше: она не бомбардирует слушателя, а обволакивает его туманом меланхолии и одиночества, причем успевает начать и закончиться до того, как этот самый слушатель вообще поймет ее механизм и устройство.
О других песнях
Самая красивая песня у них, очаровавшая в детстве, когда только вышла, это Fernando, кстати, никуда не вошедшая, кроме хитов и специздания альбома Arrival в Австралии и Новой Зеландии. Основана на греческих или наоборот латиноамериканских народных мелодиях, если не ошибаюсь. Интенсивных фолковых исследований они и не скрывают.
Chiquitita тоже офигенная! Там такой шикарный момент есть, где из 4/4 песня в 5/4 уходит и обратно.
Я лет через 20 только открыл в чикитите совершенно бомбезное piano–outro, у которого был один недостаток — очень оно короткое, но народ подсуетился. Осторожно, вызывает привыкание.
А припев в Hasta Manana? Блин, как же это круто сделано! Они откровенно водят слушателя за нос, всякий раз предлагая ему совершенно не то продолжение, которого он ожидает. В итоге слушатель остаётся оболваненный и счастливый, потому что так нагло и хорошо ему до этого никто не делал.
Одна из самых сложных — «The Name Of The Game».
Я начал писать и даже что–то рисовать, но дошел до вот этого места и понял, что это бессмысленно. Очень композиционно запутанная и многослойная композиция — это ж надо было так извратиться в четырех четвертях! — но при этом еще и абсолютная «вокальная гимнастика», как писали про дуэт Меркьюри и Боуи. То есть там по сути сначала одна песня идет (F�m–C�m–F�m–B), потом другая (F�m–B/D�–C�m–Dmaj7), потом третья (Dmaj7–Bm7–E11–A–D–E–E/D–A), потом четвертая (С�–F�m–B/D�–E), и они все время плавно друг в друга перетекают, и при этом когда слушаешь, думаешь — блин, ну понятно, вот это после этого, переход этот с ля–мажора в фа–диез–минор через до–диез охренительный, все как надо — а как представишь, что они реально вот это писали и ума не приложишь, как они до все этого дошли. Короче, тут они прям заморочились и сделали интеллектуальную поп–песню даже по их меркам.
Мне, конечно, напихают в комментариях «ух ты, еще один открыл для себя, что некоторые ноты вместе звучат лучше, чем другие!» — но, чуваки, я пишу вовсе не об этом. В мире много матёрых композиторов, наклепавших сотни хитов, но никакого желания анализировать их музыку не возникает. Потому что — ну да, чувак хорошо шарит в том, как написать хит. А у ABBA другое, тут очень много того, без чего песня и так стала бы популярной — но нет, они фаршируют её слоями, наполняют пространство необязательными хуками, экспериментируют со звуком и композицией. Кроме матерости тут ещё и недюжинный талант. И у ABBA почти каждую песню интересно так вот деконструировать — потому что очень четко понимаешь, что это большая работа, что все не просто так и что их по–настоящему перло от того, что они делали.
Короче говоря, слушайте ABBA, они очень крутые — и невероятно, невероятно талантливые. Такие появляются раз в полвека, если не реже.
(c) denbrough и другие.
Так всё-таки, талант или мастерство/опыт?
keyreal: И то и другое. Практически все песни ABBA написаны Бьорном Ульвеусом (тексты) и Бенни Андерссоном (музыка), и на момент создания группы они оба уже были матерыми композиторами, которые осознанно подбирали под свой концепт вокалисток. Записывали и продюсировали с 60х, и продолжили свою деятельность и после в различных проектах, и музыке к фильмам. Так что это не секрет, а легендарная студия, из которой много кого и чего вышло. АББА, созданная в 1972 — был и есть выверенный продюсерский проект.
Бьорн Ульвеус в 1957 году, в возрасте 12 лет вместе с братом организовал группу, куда также входил и бас–гитарист Тони Рут (швед. Tony Rooth). В 1961 году Тони помог стать Бьорну солистом фолк–группы Mackie’s Skiffle Group, позже сменившей название на Partners…. Продюсер фирмы Polar Music Бенгт Бернхаг, просматривая шведские газеты, обратил внимание на короткое объявление о музыкальном конкурсе, организованном местным радио. Его внимание привлекла группа West Bay Singers. Бенгт связался с музыкантами и попросил прислать запись для прослушивания. Результат превзошёл все ожидания. Это было именно то, что искали Бенгт и Стиг Андерсон. Стиг убедил музыкантов сменить название на Hootenanny Singers и активно начал продвигать группу не только в Швеции, но и за границей. Впоследствии все знакомства и связи в мире шоу–бизнеса пригодились для популяризации ансамбля ABBA. С 1964 по 1974 годы Hootenanny Singers записали и выпустили 16 альбомов и сборников.
Бенни Андерссон в возрасте восьми лет впервые выступил на сцене одного из залов родного города. Его дед и отец Эфраим и Ёста Андерссоны (Efraim, Gosta Andersson) иногда выступали семейной группой аккордеонистов. В 1964 Бенни вместе со своей возлюбленной — Кристиной Грёнвалль (Christina Gronvall) — вошли в состав группы «Народный ансамбль электрического щита» (Elverkest Spelmanslag). Во время одного из выступлений игра Бенни на клавишных запомнилась основателю и бас–гитаристу группы «Hep Stars» Леннарту Хегланду (Lennart Hegland), что в итоге привело молодого клавишника в этот ансамбль осенью 1964 года…. Свою первую песню «No Response» Бенни Андерссон сочинил осенью 1965 года. Композиция попала на верхние строчки шведского хит–парада. «Sunny Girl» стала следующим произведением молодого автора и в начале 1966 года она возглавила шведский хит–парад. В общей сложности группа «The Hep Stars» с 1965 по 1970 год записала восемь альбомов. В июне 1966 во время гастролей по Народным паркам Швеции участники группы «The Hep Stars» познакомились с ансамблем Hootenanny Singers. Бенни Андерссон и Бьорн Ульвеус, обнаружив близость вкусов, решили продолжить общение за сочинением новых песен. В итоге это стало отправной точкой творческого тандема двух Б, продолжающегося по сей день.
К слову сказать, что в те же 1956–1957 годы Маккартни начал свои продюсерские изыскания, познакомился с Ленноном и познакомил с ним своего застенчивого юного друга Харрисона, которому только исполнилось 13 лет.
Взято отсюда